Электромобиль – это транспорт уже настоящего, технологии которого стремительно развиваются и внедряются, и используются многими странами. Он является экологичным, дешевым в эксплуатации, внедрение которого поддерживают многие страны, в том числе Российская Федерация. Уже многие думают над приобретением электромобиля, а власти зажигают ему зелёный свет!
Вот некоторые преимущества владения электромобилем:

Низкая стоимость владения электромобилем (на км. пробега);
Отсутствие транспортного налога;
Бесплатный проезд по платным магистралям;
Можно парковаться на специальных, оборудованных зарядными терминалами местах;
Разрешён проезд по выделенной полосе для общественного транспорта.

Растаможка гибридных электромобилей

На сегодня электромобили не всегда используют только электродвигатель, на некоторых дополнительно установлен ДВС (двигатель внутреннего сгорания). Это вызвано тем, что для электромобилей ещё не везде оборудована инфраструктура, а ДВС позволит подзарядить подсевший аккумулятор и обогреть салон электромобиля. Такие авто называют гибридами.

Важно! К электромобилям также относятся транспортные средства имеющие вспомогательный двигатель внутреннего сгорания, который не имеет прямой связи с колесами и является вспомогательным двигателем для подзарядки аккумуляторных батарей!

Гибриды (HEV) - это автомобили на которых установлены ДВС (двигатель внутреннего сгорания) и один или несколько электродвигателей. Использование гибридов оправдано только в местах, где отсутствует инфраструктура для “чистых” электромобилей. Сокращение HEV (Hybrid Electric Vehicle) обозначает: "гибридный электрический автомобиль". Гибриды, которые можно подключить к розетке и подзарядить обозначают PHEV или PHV (Plug-in Hybrid Electric Vehicle).

Вот классификация гибридных электромобилей (с дополнительным ДВС):

- Параллельные гибриды - это автомобили, колёса которых приводятся в движение как ДВС, так и электродвигателем. Параллельные гибриды позволяют не только экономить горючее, но и обеспечивают работу ДВС в эффективном режиме. Разновидностью параллельных гибридов являются умеренные или “мягкие” гибриды (Mild Hybrid), они отличаются менее мощным электродвигателем и батареей. Растаможка параллельных гибридов практически не отличается от растаможки обычных авто с ДВС.

- Последовательно-параллельные гибриды - это гибриды у которых ДВС, электродвигатель и ведущие колёса связаны между собой планетарным механизмом, а мощность гибко распределяется электроникой и позволяет рассматривать силовой агрегат как единое целое. Это смелое решение было предложено и реализовано инженерами Тойоты. Формально такие гибриды можно было бы отнести к параллельным, но удачное конструкторское решение позволяет их выделить в отдельный вид. Классическим примером последовательно-параллельных гибридов является Toyota Prius.

- Последовательные гибриды - это автомобили, на которых установлен ДВС и электродвигатель, но колёса приводятся в движение только электродвигателем. ДВС приводит в движение генератор, который подзаряжает аккумулятор, это позволяет увеличить запас хода автомобиля. ДВС всегда работает на оптимальных оборотах и КПП (Коробка переключения передач) не нужна. Сокращение: REEV (Range Extended Electric Vehicle) переводится: "электромобиль с увеличенным запасом хода". Растаможка параллельных гибридов производится по правилам растаможки электромобилей.

- Авто на топливных элементах (FCEV) - это автомобили, приводимые в движение только электродвигателем, электричество для которого вырабатывается в топливном элементе. Так как в топливных элементах используется водород, то такие авто прозвали водородными гибридами. Это революционная технология имеет множество преимуществ, в том числе для экологии, но на данный момент значительного распространения не получила. Для авто на топливных элементах отсутствует инфраструктура даже в развитых странах.

Для растаможки таких автомобилей имеет значение какой двигатель является основным. Если электродвигатель, то автомобиль нужно растамаживать как электромобиль, а наличие двигателя внутреннего сгорания (ДВС) в таких авто может использоваться только для подзарядки электробатарей. В случае если ДВС передает напрямую мощность на колеса для движения авто, то он уже растамаживается как обычный автомобиль.

Стоимость растаможки электромобиля в России
На электромобили установлен код ТН ВЭД 8703800002 "Легковые автомобили категории М1 или М1G, приводимое в действие только электродвигателем", согласно которому определяется стоимость растаможки электромобиля. M1 – это легковой автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров, имеющий не более 8 мест, не считая водителя. М1G – буква G обозначает повышенную проходимостью автомобиля.
Стоимость растаможки электромобиля в России для физических лиц складывается из совокупного таможенного платежа (СТП), состоящего из:

1.Таможенного сбора;
2.Ввозной таможенной пошлины 15%;
3.Акциза (если мощность электродвигателя более 90 л.с.);
4.НДС 20%;
5.Утилизационного сбора.

Оплата осуществляется в виде совокупного таможенного платежа (СТП):
СТП = Таможенный сбор + Ввозная таможенная пошлина + Акциз + НДС + Утилизационный сбор

Таможенные платежи при ввозе электромобиля в РФ
При ввозе электромобиля в Российскую Федерацию на таможне необходимо уплатить таможенные платежи:
1) Сбор за таможенное оформление, который зависит от таможенной стоимости электромобиля
2) Ввозную пошлину, размер которой при растаможке электромобиля составляет 15%
3) Акциз, размер которого зависит от мощности двигателя. Для расчёта нужно брать максимальную 30-минутную мощность электродвигателя, она указана в ЭПТС (если электродвигателей больше одного, то сумму их мощностей). При расчёте акциза за гибридный автомобиль нужно суммировать мощность ДВС и максимальную 30-минутную мощность электродвигателя. При этом 1 кВт = 1,35962 л.с.

Электромобили с мощностью двигателей:

с 01.01.2024 по 31.12.2024

до 67,5 кВт включительно  (до 90 л.с. включительно)
Ставка акцизного налога  (в рублях за единицу мощности):
0 рублей

свыше 67,5 и до 112,5 кВт  (свыше 90 и до 150 л.с.)
Ставка акцизного налога  (в рублях за единицу мощности):
58 рублей за 0,75 кВт (58 рублей за 1 л.с.)

свыше 112,5 и до 150 кВт  (свыше 150 и до 200 л.с.)
Ставка акцизного налога  (в рублях за единицу мощности):
557 рублей за 0,75 кВт  (557 рублей за 1 л.с.)

свыше 150 и до 225 кВт  (свыше 200 до 300 л.с.)
Ставка акцизного налога  (в рублях за единицу мощности):
912 рублей за 0,75 кВт  (912 рублей за 1 л.с.)

свыше 225 и до 300 кВт  (свыше 300 и до 400 л.с.)
Ставка акцизного налога  (в рублях за единицу мощности):
1555 рублей за 0,75 кВт (1555 рублей за 1 л.с.)

свыше 300 и до 375 кВт  (свыше 400 и до 500 л.с.)
Ставка акцизного налога  (в рублях за единицу мощности):
1609 рублей за 0,75 кВт  (1609 рублей за 1 л.с.)

свыше 375 кВт  (свыше 500 л.с.)
Ставка акцизного налога  (в рублях за единицу мощности):
1662 рубля за 0,75 кВт  (1662 рубля за 1 л.с.)

4) НДС при ввозе 20%
5) Утилизационный сбор на электромобиль

Утилизационный сбор на электромобили

Размер утилизационного сбора на электромобили, ввозимые физическими лицами (физлицами). Для того чтобы узнать размер утильсбора необходимо коэффициент умножить на базовую ставку. Базовая ставка утильсбора на легковые электромобили составляет 20000 рублей. Коэффициент утильсбора устанавливается законодательно, его значения приведены ниже:

Размер утилизационного сбора на легковые электромобили для физических лиц:

Базовая ставка утильсбора 20000 руб.

1. Электромобили, в том числе, с гибридным двигателем последовательного типа (за исключением электромобилей, оснащенных иными типами гибридных двигателей):

1.1. Льготный утильсбор, для личного пользования (растаможенные по пассажирской таможенной декларации)

Новые до 3-ёх лет
k=0,17

Сумма, руб.
3400 руб.

Старше 3-ёх лет
k=0,26

Сумма, руб.
5200 руб.

1.2. Коммерческий утильсбор, на ввозимые физлицами не для личного пользования (второй автомобиль за 1 год или предназначенный для отчуждения в течение 1 года или растаможенные по декларации на товары)

Новые до 3-ёх лет
k=1,63

Сумма, руб.
32600 руб.

Старше 3-ёх лет
k=6,1

Сумма, руб.
122000 руб.

1)коэффициент (k)
2)Льготный утильсбор применяется при одновременном выполнении следующих условий:

1.автомобиль растаможен по ПТД (пассажирской таможенной декларации)
2.ввозится физическим лицом для личного пользования
3.не более 1 авто в год на 1 физлицо
4.постановка на учет в ГИБДД, без последующего отчуждения (продажи, дарения) в течение 12 месяцев.

3)Коммерческий утильсбор (для физических лиц и юридических лиц) применяется при следующих условиях:

1.второй автомобиль за 1 год
2.предназначенный для отчуждения в течение 12 месяцев
3.растаможенные по ДТ (декларации на товары), по таможенной процедуре как для юрлица с уплатой пошлины и НДС (за исключением процедуры таможенного транзита).

Списание утильсбора за электромобили

С 1 апреля 2024 вступило силу Постановление Правительства № 152 от 13.02.2024 изменяющее Постановление Правительства № 1291 от 26.12.2013, фактически запрещающее ввоз в Россию электромобилей и гибридов растаможенных в странах ЕАЭС (Армении, Белоруссии, Казахстане и Киргизии). Согласно принятому Постановлению, без пассажирской таможенной  декларации или декларации на товары ФТС РФ утильсбор списать нельзя.

Оплата утилизационного сбора за электромобили должна быть произведена в строго установленные законодательством сроки. Порядок списания утилизационного сбора за ввезённый электромобиль, размер утильсбора, документы необходимые для этого и способы перевода денежных средств установлены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291.

Оформление ЭПТС на ввозимый электромобиль

На ввезённый электромобиль необходимо оформить российский ЭПТС. ЭПТС - электронный паспорт транспортного средства. Электромобиль без ЭПТС не поставят на учёт в ГИБДД, в ЭПТС указывается вся необходимая информация. Этот документ служит подтверждением права собственности на электромобиль, он необходим при его покупке и продаже.